Уважаемые родители, многие из Вас сталкивались с подобной ситуацией – ребенок учиться может, но не хочет.
Казалось бы, он воодушевился и получил хорошую оценку, но вот энтузиазм испарился, и оценки следом за ним пошли на снижение.
Что же мешает ребенку реализовать свой высокий потенциал и достигать больших успехов? В данном случае мы имеем дело с несформированной учебной мотивацией, то есть отсутствием потребности в знаниях, интереса к учению.
Мотивация – это совокупность внешних и внутренних сил, которые побуждают человека к деятельности и ориентируют на достижение цели.
Учебная деятельность имеет целую систему внешних и внутренних мотивов. Внешние мотивы – это получаемые извне стимулы (стремление получить одобрение, избегание наказаний и т.д.), внутренние мотивы – это деятельность ради нее самой, то есть нацеленность на сам процесс деятельности, а также на ее содержание.
Главная задача педагогов и родителей – развитие внутренней мотивации. Довольно распространенным явлением в практике родителей и учителей является использованием таких «подкреплений», которые приводят к регрессу мотивации учения: чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.
Рассмотрим два самых распространенных НЕэффективных мотивационных стиля:
Отрицательная мотивация
Суть отрицательной мотивации в том, что акцент делается на избегании неудач: если не выучу, плохо напишу контрольную, получу двойку, родители будут ругать и т.д.
Негативный мотивационный стиль является неэффективным, поскольку несет отрицательные эмоции, повышает уровень тревожности, подкрепляет страх неудачи. Страх неудачи – это один из худших вариантов мотивации, в особенности для детей.
В подобном случае родителям и учителям следует обращать внимание ребенка на то, что он хочет получить в результате, смещать акцент на ситуацию успеха, на достижение положительных результатов в процессе учебной деятельности.
Диктаторский мотивационный стиль
Диктаторский мотивационный стиль основан на строгих приказах самому себе и другим. Люди, прибегающие к данному стилю, используют слова «должен», «обязан».
Последствия подобного поведения родителей в отношении детей – страх неудачи и наказания, повышенная тревожность, ложь, поверхностное отношение к учебной деятельности «учусь не ради знаний, а ради хорошей оценки».
В результате ребенок усваивает то, что он должен учиться, но не понимает, почему, принимает это не как свою личную необходимость, а как требование со стороны родителей, которые могут наказать за невыполнение.
Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации детей
Отношение ребёнка к учению, т.е. учебная мотивация, играет важнейшую роль в формировании личности школьника. Как могут помочь родители детям в этой ситуации?
- Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
- Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
- Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
- Читайте вместе с детьми книги по ролям.
- Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
- Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
- Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
- Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
- Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
- У ребёнка должно быть своё место для занятий. Предоставьте ему быть полноправным хозяином своего уголка.