Репрезентативная система – это понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.
Существует три основных канала восприятия: аудиальный (на слух), кинестетический (телесные ощущения), визуальный (посредством зрения). Несколько позже стали выделять дигитальный (субъективно-логическое восприятие и осмысление) способ восприятия информации.
В соответствии с каналами восприятия людям того или иного типа дают следующие определения: аудиал, кинестетик, визуал, дигитал.
Остановимся подробнее на каждом способе восприятия информации.
Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков.
Люди-аудиалы воспринимают информацию через процесс слушания, запоминают ее преимущественно в форме звуковых впечатлений.
Аудиала употребляют следующие слова в речи: «слушать», «звучать», «настраивать», «оглушить», «скрипеть», «звенеть», «скрежетать», «расскажите мне», «послушайте, что я говорю», «слишком громко звучит», «мы понимаем друг друга с полуслова», «ритм», «звуки», «подобные речи» и т.д.
Аудиалы могут не смотреть на собеседника в процессе разговора, но при этом внимательно слушать и слышать то, о чем говорят, поскольку порой зрительные образы (в том числе контакт глаз) могут отвлекать их от главного – того, что они слышат.
Кинестетическая репрезентативная система
Кинестетическая система основывается на обанятельно-осязательном канале восприятия. Люди-кинестетики очень любят тактильные ощущения, непосредственный телесный контакт.
В общении такие люди склонны класть руку на плечо, слегка прикасаться к спине собеседника, похлопывать по плечу, брать за руку.
Кинестетик предпочитает следующие слова и выражения: «чувствовать», «ухватывать», «касаться», «дайте мне потрогать (понюхать, попробовать на вкус)», «почувствуйте, что я говорю».
Визуальная репрезентативная система
Визуальная репрезентативная система основана на восприятии зрительных образов.
Визуалам необходимо видеть текст, который они хотят запомнить, видеть материал урока на доске, в презентации, в учебнике.
Визуалы воспринимают мир образами, картинками. Повторяя теорию, визуалу просто необходимо иметь под рукой карандаш и лист бумаге, чтобы чертить схемы, рисовать, что-то записывать.
Визуал наиболее часто употребляет слова, связанные с деятельностью глаз: «видеть», «показывать», «обозревать», «дайте мне взглянуть», «хочу показать», «посмотрите, что я говорю», «мы понимаем друг друга с полувзгляда», «ясная картина» и т.д.
Дигитальная репрезентативная система
Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении.
Дигиталы функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы.
Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем. Этот тип выделили несколько позже остальных, и встречается он реже.
Особенности в обучении и поведении
Визуалы
Люди-визуалы запоминают информацию образами, но им с трудом даются словесные инструкции. Визуалы наблюдательны, ориентированы на внешний вид, склонны подмечать даже самые мелкие детали, не отвлекаются на шум, отличаются живой образной фантазией, успешны в чтении.
Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными.
При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия.
Визуалам необходимо давать возможность самим читать текст с учебника, поскольку они с трудом воспринимают текст на слух.
Для визуалов важно хорошее освещение рабочего места. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями.
Кинестетики
Кинестетики подвижны, обладают хорошей координацией, живой мимикой и жестикуляцией, при чтении водят пальцем по тексту, предпочитают теорию попробовать на практике.
При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала.
Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью (опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т.д.).
Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память.
Кинестетикам необходимо комфортно себя чувствовать физически: высокая или низкая температура, тесная одежда и обувь, неприятный запах, неудобный стул – все это сильно ухудшает работоспособность кинестетиков.
Аудиалы
Аудиалы склонны говорить вслух, когда читают, разговаривать с самим собой, они легко
отвлекаются на посторонние шумы, предпочитают счет и письмо, воспринимают информацию на слух. Аудиалам легко даются иностранные языки.
Для аудиалов при обучении наиболее оптимальными будут следующие формы работы: дискуссии, дебаты, круглые столы, обсуждения. Аудиалы любят спорить, рассуждать.
Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации.
Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».
Тест на определение ведущей системы восприятия мира
Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.
Плохая погода
Завывание ветра, стук капель. (*)
Зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (-)
Тусклое небо, серые тучи. (+)
Мёд
Сладкий запах, липкие губы, тягучий. (-)
Золотистая прозрачная жидкость. (+)
Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)
Море
Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)
Тёплая солёная вода, горячий песок. (-)
Шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)
Яблоко
Звонкий хруст укуса. (*)
Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)
Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (-)
Снег
Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)
Холодный, мягкий, пушистый. (-)
Скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)
Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” – это визуалы, больше со знаком “*” – аудиалы, больше ответов со знаком “-“ – кинестетики.