Репрезентативная система – это понятие, означающее преимущественный способ получения человеком информации из внешнего мира.

Существует три основных канала восприятия: аудиальный (на слух), кинестетический (телесные ощущения), визуальный (посредством зрения). Несколько позже стали выделять дигитальный (субъективно-логическое восприятие и осмысление) способ восприятия информации.

В соответствии с каналами восприятия людям того или иного типа дают следующие определения: аудиал, кинестетик, визуал, дигитал.

Остановимся подробнее на каждом способе восприятия информации.

Аудиальная репрезентативная система
Аудиальная репрезентативная система основывается на восприятии звуков.

Люди-аудиалы воспринимают информацию через процесс слушания, запоминают ее преимущественно в форме звуковых впечатлений.

Аудиала употребляют следующие слова в речи: «слушать», «звучать», post-14103-1332390856«настраивать», «оглушить», «скрипеть», «звенеть», «скрежетать», «расскажите мне», «послушайте, что я говорю», «слишком громко звучит», «мы понимаем друг друга с полуслова», «ритм», «звуки», «подобные речи» и т.д.

Аудиалы могут не смотреть на собеседника в процессе разговора, но при этом внимательно слушать и слышать то, о чем говорят, поскольку порой зрительные образы (в том числе контакт глаз) могут отвлекать их от главного – того, что они слышат.

Кинестетическая репрезентативная система

Кинестетическая система основывается на обанятельно-осязательном канале восприятия. Люди-кинестетики очень любят тактильные ощущения, непосредственный телесный контакт.

В общении такие люди склонны класть руку на плечо, слегка прикасаться к спине собеседника, похлопывать по плечу, брать за руку.

Кинестетик предпочитает следующие слова и выражения: «чувствовать», «ухватывать», «касаться», «дайте мне потрогать (понюхать, попробовать на вкус)», «почувствуйте, что я говорю».

Визуальная репрезентативная система

2eaf8c5cc1cd52510e2ec35ba993efd9Визуальная репрезентативная система основана на восприятии зрительных образов.

Визуалам необходимо видеть текст, который они хотят запомнить, видеть материал урока на доске, в презентации, в учебнике.

Визуалы воспринимают мир образами, картинками. Повторяя теорию, визуалу просто необходимо иметь под рукой карандаш и лист бумаге, чтобы чертить схемы, рисовать, что-то записывать.

Визуал наиболее часто употребляет слова, связанные с деятельностью глаз: «видеть», «показывать», «обозревать», «дайте мне взглянуть», «хочу показать», «посмотрите, что я говорю», «мы понимаем друг друга с полувзгляда», «ясная картина» и т.д.

Дигитальная репрезентативная система

Дигитальная репрезентативная система основывается на субъективно-логическом восприятии и осмыслении.

Дигиталы функционируют на метауровне сознания, который включает в себя данные, полученные через визуальную, аудиальную и кинестетическую системы.

Любая воспринятая ими информация находит отражение во всех проявлениях вышерассмотренных систем. Этот тип выделили несколько позже остальных, и встречается он реже.

Особенности в обучении и поведении

Визуалы

Люди-визуалы запоминают информацию образами, но им с трудом даются словесные инструкции. Визуалы наблюдательны, ориентированы на внешний вид, склонны подмечать даже самые мелкие детали, не отвлекаются на шум, отличаются живой образной фантазией, успешны в чтении.

Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, а не с устными.

При обучении визуалов необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; следует выделять различными цветами важнейшие аспекты содержания; записывать действия; использовать схемы, таблицы, наглядные пособия.

Визуалам необходимо давать возможность самим читать текст с учебника, поскольку они с трудом воспринимают текст на слух.

Для визуалов важно хорошее освещение рабочего места. Для привлечения внимания визуала к учителю на протяжении всего урока, внешний вид учителя должен характеризоваться яркими, цветными деталями.

Кинестетики

Кинестетики подвижны, обладают хорошей координацией, живой мимикой и жестикуляцией, при чтении водят пальцем по тексту, предпочитают теорию попробовать на практике.

При обучении кинестетиков следует использовать жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость изложения материала.cover

Учитывая, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти, необходимо предлагать им задания, связанные с практической деятельностью (опыты, лабораторные работы, проигрывание информации, переписывание текстов, сбор гербария и т.д.).

Кинестетики – лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. Кинестетикам необходимы действия: что-то подчеркнуть, обвести, соединить, переставить, наклеить, вырезать и т.д. У них хорошо развита моторная память.

Кинестетикам необходимо комфортно себя чувствовать физически: высокая или низкая температура, тесная одежда и обувь, неприятный запах, неудобный стул – все это сильно ухудшает работоспособность кинестетиков.

Аудиалы

Аудиалы склонны говорить вслух, когда читают, разговаривать с самим собой, они легко
отвлекаются на посторонние шумы, предпочитают счет и письмо, воспринимают информацию на слух. Аудиалам легко даются иностранные языки.

Для аудиалов при обучении наиболее оптимальными будут следующие формы работы: дискуссии, дебаты, круглые столы, обсуждения. Аудиалы любят спорить, рассуждать.

Работая с аудиалом, можно использовать вариации голоса (громкость, паузы, высоту). Их работоспособность повышается в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает усвоению информации.

Замечания ученикам необходимо также делать на языке их модальности: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – легко прикоснуться к плечу; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Тест на определение ведущей системы восприятия мира

Выберите из данных ниже словосочетаний одно, которое, по вашему мнению, является наиболее подходящим, точным для Вас к данному понятию.

Плохая погода

Завывание ветра, стук капель. (*)

Зябко, ощущение сырости, влажный воздух. (-)

Тусклое небо, серые тучи. (+)

Мёд

Сладкий запах, липкие губы, тягучий. (-)

Золотистая прозрачная жидкость. (+)

Хлопок открывающейся банки, звон ложек, жужжание пчёл. (*)

Море

Сине-зелёная вода, большие волны с белыми гребешками. (+)

Тёплая солёная вода, горячий песок. (-)

Шум прибоя, шелест волн, крики чаек. (*)

Яблоко

Звонкий хруст укуса. (*)

Круглый плод красного, желтого или зеленого цвета на высоком дереве. (+)

Кисло-сладкий, сочный вкус, запах варенья. (-)

Снег

Сверкающее, искрящееся на солнце белое покрывало. (+)

Холодный, мягкий, пушистый. (-)

Скрипит под ногами, потрескивание наста. (*)

Ключ к тесту: Если среди ответов больше тех, что обозначены знаком “+” – это визуалы, больше со знаком “*” – аудиалы, больше ответов со знаком “-“ –  кинестетики.

Добавить комментарий