Правильно сформированная мотивация является необходимым условием для эффективной учебной деятельности ребенка. Развивать познавательный интерес ребенка необходимо, начиная с поддержки любознательности в младшем школьном возрасте и продолжая поддержкой стремления к творчеству в старшем.
Зачастую именно отрицательная, не сформированная мотивация становится причиной неуспеха ребенка в учебной деятельности. На параллели 5 классов было проведено исследование мотивационной сферы учащихся. Ниже представлены общие результаты исследования по классам.
Классификация мотивов:
- Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
- Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
- Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
- Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:
1) Широкие социальные мотивы:
- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
- мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);
2) Узколичные мотивы:
- стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
- желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).
3) Отрицательные мотивы:
- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).
5 А класс
В классе 26 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 25 человек.
Результат:
- В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом, высокий уровень данной группы мотивов свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации.
- На среднем уровне находятся широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
- Средний уровень мотивации благополучия свидетельствует о том, что многие учащиеся стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
- Престижная мотивация находятся на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
- Отрицательная мотивация также находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 8 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Вывод: учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.
5 Б класс
В классе 25 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 22 человека.
Результат:
- В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом. Учащиеся демонстрируют средний уровень развития данной группы мотивов, что свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации у большей части класса.
- На среднем уровне находятся также широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
- Низкий уровень мотивации благополучия свидетельствует о том, что некоторые учащиеся стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
- Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
- Отрицательная мотивация находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 7 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Вывод: у большинства учащихся учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.
5 В класс
В классе 23 человека, участие в исследовании учебной мотивации приняли 19 человек.
Результат:
- В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом. Учащиеся демонстрируют средний уровень развития данной группы мотивов, что свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации у большей части класса.
- На среднем уровне находятся также широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
- Низкий уровень мотивации благополучия (стремится к среднему) свидетельствует о том, что некоторые учащиеся (14 человек) стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
- Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 5 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
- Отрицательная мотивация находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 7 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Вывод: у большинства учащихся учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.
5 Г класс
В классе 26 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 22 человека.
Результат:
- В классе преобладают широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
- На среднем уровне также находятся мотивы содержания учебной деятельности, то есть учащихся побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений.
- Мотивация процессом находится на низком уровне (стремится к среднему). Это говорит о том, что сам процесс обучения оценивается как значимый, интересный и привлекательный лишь частью учащихся.
- Низкий уровень мотивации благополучия (стремится к среднему) свидетельствует о том, что некоторые учащиеся (13 человек) стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
- Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
- Отрицательная мотивация находится на низком уровне (стремится к среднему). Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 16 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.
Вывод: часть класса имеет правильно сформированную учебную мотивацию с преобладающими мотивами содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимыми позитивными мотивами. Достаточно большое количество учащихся демонстрирует отрицательную мотивацию, стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.