97efd3f8db37429371e4eeb5a26bc8f3

Правильно сформированная мотивация является необходимым условием для эффективной учебной деятельности ребенка. Развивать познавательный интерес ребенка необходимо, начиная с поддержки любознательности в младшем школьном возрасте и продолжая поддержкой стремления к творчеству в старшем.

Зачастую именно отрицательная, не сформированная мотивация становится причиной неуспеха ребенка в учебной деятельности. На параллели 5 классов было проведено исследование мотивационной сферы учащихся. Ниже представлены общие результаты исследования по классам.

Классификация мотивов:

  1. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:
  • Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
  • Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.
  1. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1) Широкие социальные мотивы:

  • мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;
  • мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2) Узколичные мотивы:

  • стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);
  • желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

3) Отрицательные мотивы:

  • стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

 

5 А класс

В классе 26 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 25 человек.

Результат:

  • В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом, высокий уровень данной группы мотивов свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации.
  • На среднем уровне находятся широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
  • Средний уровень мотивации благополучия свидетельствует о том, что многие учащиеся стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
  • Престижная мотивация находятся на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
  • Отрицательная мотивация также находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 8 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Вывод: учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.

5 Б класс

В классе 25 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 22 человека.

Результат:

  • В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом. Учащиеся демонстрируют средний уровень развития данной группы мотивов, что свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации у большей части класса.
  • На среднем уровне находятся также широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
  • Низкий уровень мотивации благополучия свидетельствует о том, что некоторые учащиеся стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
  • Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
  • Отрицательная мотивация находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 7 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Вывод: у большинства учащихся учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.

5 В класс

В классе 23 человека, участие в исследовании учебной мотивации приняли 19 человек.

Результат:

  • В классе преобладает группа мотивов, заложенных в самой учебной деятельности: мотивация содержания и мотивация процессом. Учащиеся демонстрируют средний уровень развития данной группы мотивов, что свидетельствует о правильно сформированной учебной мотивации у большей части класса.
  • На среднем уровне находятся также широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
  • Низкий уровень мотивации благополучия (стремится к среднему) свидетельствует о том, что некоторые учащиеся (14 человек) стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
  • Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 5 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
  • Отрицательная мотивация находится на низком уровне. Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 7 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Вывод: у большинства учащихся учебная мотивация сформирована правильно, преобладают позитивные мотивы, мотивы содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимые мотивы. Наблюдается разнообразие и богатство мотивов. Однако отдельные учащиеся демонстрируют отрицательную мотивацию.

5 Г класс

В классе 26 человек, участие в исследовании учебной мотивации приняли 22 человека.

Результат:

  • В классе преобладают широкие социальные мотивы, то есть мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями, а также мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения).
  • На среднем уровне также находятся мотивы содержания учебной деятельности, то есть учащихся побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений.
  • Мотивация процессом находится на низком уровне (стремится к среднему). Это говорит о том, что сам процесс обучения оценивается как значимый, интересный и привлекательный лишь частью учащихся.
  • Низкий уровень мотивации благополучия (стремится к среднему) свидетельствует о том, что некоторые учащиеся (13 человек) стремятся заслужить одобрение, получить хорошие отметки.
  • Престижная мотивация находятся также на низком уровне. Всего 6 учащихся руководствуются мотивами престижа в учебной деятельности, то есть стремятся быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей.
  • Отрицательная мотивация находится на низком уровне (стремится к среднему). Отрицательными мотивами в учебной деятельности руководствуются 16 учащихся. Отрицательная мотивация проявляется в стремлении избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Вывод: часть класса имеет правильно сформированную учебную мотивацию с преобладающими мотивами содержания и процесса учебной деятельности, а также социально значимыми позитивными мотивами. Достаточно большое количество учащихся демонстрирует отрицательную мотивацию, стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников.

Добавить комментарий