Руководитель клуба креативного чтенияКлуб креативного чтения «Открой свою книгу»(руководитель — учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Логинова Т.Н.)

Предназначение клуба — научить школьников трудиться, понимать, что изучение родного языка и литературы – это труд души, ума и сердца. Важнейшим элементом работы клуба является включение ученика в самостоятельное добывания знаний, с одной стороны, с другой – взаимодействие на занятии трех субъектов: ученик — учитель — художественное произведение.

Внимание школьников сосредотачивается на творчестве современных писателей, пишущих на христианские темы, например, М.Яковлева, Н.Агафонова, О.Николаевой, В.Гофмана, Н.Лосевой. Предпочтительными в работе педагога являются рефлексивные, поисковые формы работы и собственно чтение художественных текстов.

Через работу, организованную на клубных встречах, развивается умение осмысленно читать текст, Многогранность и неоднозначность оценки литературного герояинтерпретировать его, формулировать свои мысли по поводу прочитанного, понимать позицию автора, формулировать свою позицию по отношению к заявленным проблемам, развивается творческое воображение, фантазия, способность воспринимать мир литературного произведения и умение осознавать значение личности писателя в эпохе.

Наиболее востребованной формой работы клуба является форма семейного чтения, когда группа учащихся совместно с педагогом читают вслух произведение, обсуждая его по ходу прочтения. На такие встречи приглашались родители и педагоги. Одним из средств многогранного проникновения в художественное произведение руководитель клуба видит попытку интерпретации текста сквозь призму христианской точки зрения.

Клуб креативного чтенияВ результате получаются весьма оригинальные рассуждения, в основе которых — духовная составляющая как свидетельство умения ребят заглянуть в себя, увидеть свои особенности. Особое внимание на занятиях уделяется осмыслению содержания текстов, проблематике произведений, их связи с современностью, чему способствуют вопросы проблемного характера.

В работе над произведениями используется такой прием работы, как ведение читательского дневника. Поисковая деятельность учащихся связана с составлением проблемных вопросов к фрагментам произведений, с самостоятельной подготовкой сообщений о жизни и творчестве писателей, с сочинениями в жанре эссе, очерка, рассказа и т.д.

Учащиеся старших классов (не первого года посещения клуба) занимаются научно-исследовательской деятельностью. Преимущество отдается темам, связанным с христианским осмыслением проблем, поднимаемых авторами произведений, например, «Постижение высшей формы любви, семьи и брака в их христианском понимании» (по рассказу А.П. Чехова «О любви»), Внимание«Милосердие, сострадание, любовь к ближнему в современной литературе (на примере рассказов протоиерея Н. Агафонова, популярного православного писателя, члена Союза писателей России)».

С исследованиями члены клуба активно участвуют в районной научно-практической конференции (например, в 2012 – 2013 уч.г. подготовлены выступления по творчеству Н.Агафонова, К. Льюиса, Э.-Э. Шмитта, Артема Булгакова). Осмысление художественных текстов сподвигает учащихся к собственному или совместному с педагогом творчеству.

Поэтому одна из задач, стоящих перед руководителем клуба, — индивидуальная работа с учащимися, совершающим «пробу пера», их сопровождение и поддержка: 4 участника клуба имеют большие успехи в написании художественных произведений малых жанров, что было отмечено не только педагогами гимназии на мастер-классе участников клуба в рамках Фестиваля педагогических идей, но и красноярскими писателями, на суд которых были представлены тексты учеников (за 2010 -2011 уч.год участниками клуба написано 14 рассказов, за 2012 – 2013уч.год — 23).

Занятие ведёт Логинова Т.Н.В связи с этим особая задача руководителя клуба — поиск мест для издания произведений учащихся вне гимназии, более активное участие в творческих конкурсах. Участники клуба пробуют свои силы не только в чтении и интерпретации текста художественного произведения, в создании собственных сочинений, но и в популяризации лучших образцов классической и современной литературы, посещая уроки литературы,

ИЗО и МХК в 5-11 классах, родительские собрания, заседания кафедры педагогов русского языка и литературы, где кратко пересказывают прочитанные произведения, интригуя потенциального читателя, читают наизусть рассказы и миниатюры, знакомят с новинками литературы и произведениями собственного сочинения.

Серьёзный анализ произведенияУчастникам клуба систематически предлагаются списки литературы, распечатки аннотаций и рецензий на новые произведения для самостоятельного прочтения с возможностью последующего обсуждения. В течение года руководителем оформлялся стенд, отражавший содержание деятельности клуба и демонстрировавший работы учащихся.

Как уже было отмечено, к работе клуба привлекаются и родители, для которых участники клуба под руководством Т.Н. Логиновой проводят тематические беседы («Как читают ваши дети. Семейное чтение», «Семейные ценности»), предлагают рекомендательные списки литературы для разных возрастных групп на духовно-нравственные темы.

 

Добавить комментарий