Психологическая безопасность ребенка
Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому развитию.
Внешние источники угрозы психологической безопасности
Физические:
— неблагоприятные погодные условия;
— недооценка значения закаливания;
— нерациональность и скудность питания;
— несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;
— враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действуют необоснованные запреты.
Социальные:
— манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;
— межличностные отношения детей с другими детьми;
— интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;
— неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;
— отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.
Семейные:
— сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;
— осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
— отсутствие автономности (зависимость от взрослых);
— индивидуально-личностные особенности ребенка;
— патология физического развития и др.
Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности: трудности засыпания и беспокойный сон, усталость после нагрузки, беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность, рассеянность и невнимательность, отсутствие уверенности в себе, проявление упрямства, нарушение аппетита, стремление к уединению, подергивание плеч, качание головой, дрожание рук, снижение массы тела, повышенная тревожность и т. д.
Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.
Что нужно делать | Что нельзя делать |
Радуйтесь Вашему сыну или дочке | Перебивать ребенка |
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном | Принуждать делать то, к чему он не готов |
Установите четкие и определенные требования к ребенку | Заставлять делать что-нибудь, если он устал или расстроен |
Будьте терпеливы | Говорить: «нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя» |
Чаще хвалите ребенка | Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание |
Поощряйте игры с другими детьми | Ожидать от ребенка понимания всех логических правил |
Интересуйтесь жизнью Вашего ребенка в детском саду | Сравнивать с другими детьми |