c5e0cf8c6beeПсихологическая безопасность ребенка

Понятие «психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому развитию.
Внешние источники угрозы психологической безопасности

Физические:
— неблагоприятные погодные условия;
— недооценка значения закаливания;
— нерациональность и скудность питания;
— несоблюдение гигиенических требований к содержанию помещений;
— враждебность окружающей ребенка среды, когда ему ограничен доступ к игрушкам, действуют необоснованные запреты.

Социальные:
— манипулирование детьми, наносящее серьезный ущерб позитивному развитию личности;
— межличностные отношения детей с другими детьми;
— интеллектуально-физические и психоэмоциональные перегрузки из-за нерационально построенного режима жизнедеятельности детей;
— неправильная организация общения: преобладание авторитарного стиля;
— отсутствие понятных ребенку правил, регулирующих его поведение в детском обществе.

Семейные:
— сформировавшиеся в результате неправильного воспитания в семье привычки негативного поведения;
— осознание ребенком на фоне других детей своей неуспешности;
— отсутствие автономности (зависимость от взрослых);
— индивидуально-личностные особенности ребенка;
— патология физического развития и др.

Признаки стрессового состояния ребенка при нарушении его психологической безопасности: трудности засыпания и беспокойный сон, усталость после нагрузки, беспричинная обидчивость, плаксивость или повышенная агрессивность,  рассеянность и невнимательность,   отсутствие уверенности в себе,  проявление упрямства, нарушение аппетита,   стремление к уединению,  подергивание  плеч, качание головой, дрожание рук,  снижение массы тела,  повышенная тревожность  и  т. д.

Все перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения.

Что нужно делать Что нельзя делать
Радуйтесь Вашему сыну или дочке Перебивать ребенка
Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим тоном Принуждать делать то, к чему он не готов
Установите четкие и определенные требования к ребенку Заставлять делать что-нибудь, если он устал или расстроен
Будьте терпеливы Говорить: «нет, она не красная», лучше скажите: «она синяя»
Чаще хвалите ребенка Устраивать для ребенка слишком много правил: он перестанет обращать на них внимание
Поощряйте игры с другими детьми Ожидать от ребенка понимания всех логических правил
Интересуйтесь жизнью Вашего ребенка в детском саду Сравнивать с другими детьми