stress3Экзамены являются стрессом для человека в любом возрасте.

Будь то 9 или 11 класс, сессия у студента, экзамен на права у взрослого человека.

Разница лишь в том, что у взрослых людей со временем формируется такое качество, как стрессоустойчивость, повышается способность к саморегуляции, с опытом приходит и умение правильно снимать стресс, контролировать эмоции и переживания, а также прогнозировать возможные последствия провала, минимизируя их значимость в жизни.

Дети зачастую воспринимают провал на экзамене слишком фатально. Чем выше успеваемость у ребенка на протяжении всего обучения в школе, тем сильнее его страшит провал.

Особого внимания в данном случае заслуживают дети перфекционисты, навязчивой идеей которых является стремление получать исключительно пятерки. Для таких детей даже оценка 4 может быть «страшным приговором», ударом, с которым ребенку справиться не под силу.
Усугубляет данную ситуацию поведение родителей, которые также могут быть перфекционистами, требующими от ребенка только пятерок. Некоторые родители давят на детей, некоторые вовсе не принимают участия в школьной жизни ребенка.

Угрозы наказания за плохую оценку, сравнивание ребенка с другими, более успешными (в плане оценок) детьми, запугивание предстоящим провалом и никчемным будущим, манипулирование чувством вины (я работаю, чтобы все тебе дать, а ты даже экзамен сдать не способен!) – все это
верный путь к тому, что ребенок будет испытывать сильнейший стресс и не сможет сдать экзамен.экзамен

В лучшем случае, провал на экзамене приведет к депрессии, снижению самооценки, неврозу. В худшем – суицид.

Чтобы не допустить подобных последствий, очень важно помочь своему ребенку подготовиться к экзамену, справиться с переживаниями и страхами, настроиться на победу.

Родителям необходимо помочь ребенку понять, что экзамен это всего лишь экзамен, и даже в случае провала, родители будут также любить своего ребенка, а экзамен всегда можно пересдать.

Рекомендации родителям

Экзамен – не конец жизни

Самое главное, в чем Вы должны помочь своему ребенку – убедить его, что провал на экзамене не является непоправимой ошибкой, которая положит конец счастливому будущему. И в первую очередь, это должны понимать Вы сами.

Экзамен это всего лишь экзамен. Есть множество факторов, которые могут помешать ребенку показать свои знания в полной мере: сильный стресс, неспособность справиться со своими эмоциями, плохое самочувствие, неконтролируемый страх неудачи, неправильно понятое задание или неправильно заполненный бланк ответов (от волнения все возможно). Именно поэтому оценку за экзамен далеко не всегда можно считать полностью объективной.

Важно, чтобы Вы понимали, даже если Ваш ребенок не оправдал Ваших ожиданий, сдал экзамен хуже или не сдал с первого раза – Вы не должны наказывать его за это.

Ваши ожидания – это Ваши ожидания, у родителей они зачастую завышены. Но ребенок не обязан им соответствовать. Если ребенок выложился на полную и смог сдать лишь на тройку, значит уровень его знаний на данный момент именно таков.

Прошлое не вернешь – реагируйте правильно

Нет ничего хуже, чем жалеть о том, что уже сделано, повторять ребенку изо дня в день: «А вот если бы ты готовился больше, учился лучше – все бы сдал на 5!». Подобные упреки только вызывают дополнительный стресс, снижают самооценку ребенка и вызывают ужасное чувство вины. Что случилось, то случилось, прошлого вернуть нельзя, зато можно извлечь урок и лучше подготовиться к пересдаче!

Поддержите ребенка, скажите ему, что все равно любите и цените его. Помогите сделать правильные выводы из ситуации (недостаточно серьезное отношение к учебе, мало времени уделялось подготовке, слишком нервничал и т.д.), а также наметить план подготовки к пересдаче и последующим экзаменам, основанный на сделанных выводах.

Режим дня – залог успеха

Как бы банально это ни звучало, но режим дня действительно творит чудеса. Учитывая современные ритмы жизни, мало кто успевает соблюдать необходимый режим: здоровый сон, здоровое питание по часам, время на спорт, работу и отдых.

Даже если ребенок не привык жить по режиму, важно рассказать ему о том, какую весомую помощь режим дня может оказать ему в подготовке к экзаменам.

Предложите ребенку начать соблюдать режим дня хотя бы за полгода до начала экзаменов: полноценный здоровый сон не менее 8 часов (причем важно ложиться спать именно в 22.00-23.00), регулярные тренировки (утренняя зарядка, пешие прогулки, бассейн), здоровое питание (желательно стараться есть не только здоровые продукты, но и в одно и тоже время каждый день).

Систематизируйте

Помогите ребенку составить план действий, разбить главную цель на несколько, распределить этапы подготовки и обозначить сроки.

В плане можно также указать, каким образом ребенок поощрит себя за выполнение плана и накажет за невыполнение. Вы, в свою очередь, будете выполнять функцию контроля (по договоренности с ребенком), проследите, чтобы ребенок не лукавил и соблюдал свой собственный план.

Например:

Экзамен по математике. Первый этап: выявление пробелов в знаниях, составление списка тем, которые необходимо подтянуть, срок выполнения, наказание/поощрение. Второй этап: восполнение пробелов в знаниях, срок выполнения, поощрение/наказание. Третий этап: решение заданий ЕГЭ (пробных) и так далее.

План может быть любой, главное, чтобы он был составлен совместно с ребенком, соответствовал индивидуальным особенностям ребенка, его способностям.

Учитывайте индивидуальные особенности Вашего ребенка

Каждый человек – уникальная личность: темперамент, характер, ведущее полушарие мозга, ведущая репрезентативная система, особенности внимания, памяти, мышления и многое другое.

Все эти факторы влияют на то, каким способом ребенок готовится к экзаменам, как лучше усваивает информацию, что помогает легче понимать и запоминать материал, как ребенок отдыхает, как реагирует на нагрузки и стрессы, сколько времени ему требуется для выполнения задания и так далее.

Очень важно учитывать особенности Вашего ребенка при подготовке к экзаменам.

Если ребенок сова – он лучше работает в вечернее время, но совершенно не способен учиться по утрам, жаворонок, напротив, активен и энергичен с утра, но обязательно должен отдыхать вечером.

Ребенку визуалу требуется видеть то, что он пытается понять и запомнить, дайте ему карандаш и лист бумаги, пусть рисует, чертит схемы пока повторяет устные тексты – все это поможет ему работать эффективнее.

Ребенку кинестету необходим наглядный материал, ему важно потрогать, почувствовать, увидеть в объеме и цвете то, что он пытается понять, а также иметь возможность ходить кругами, двигаться во время повторения.

Аудиалы лучше воспринимают информацию на слух, таким детям можно помочь привязать те или иные знания к любимым мелодиям, можно найти необходимый материал в аудиозаписях, либо кое-что объяснить устно.

Создавайте условия

Ваша главная задача – создание необходимых условий для спокойной подготовки к экзаменам. Ребенку должно быть комфортно.

Если он привык работать в тишине, дайте ему тишины, если ему нужна Ваша помощь, помогите, сомневаетесь – предложите, но ненавязчиво.

Не мешайте, не отвлекайте, не требуйте немедленно все бросить и убрать за собой тарелку (предложите сделать перерыв, когда он устанет, чтобы помыть посуду и заодно отдохнуть). Ваша помощь и поддержка, понимание и, главное, спокойствие и твердая уверенность в успехах ребенка, помогут ему быть спокойнее и поверить в себя.

И, наконец, не забывайте говорить ребенку о том, что Вы верите в него, любите его и оценка за экзамен никогда не изменит этого. Ведь это всего лишь экзамен.

Добавить комментарий