Учащиеся 10 классов гимназии в рамках предмета «Основы регионального развития» реализуют проекты, посвященные 80-летию гимназии №16 — школы №11.

В ходе реализации одного из проектов Ирина Тюменцева, ученица 10 класса Б, взяла интервью у учителя математики Юлии Васильевны Шарыгиной.

Юлия Васильевна — старейший учитель гимназии №16 — школы №11. Она преподавала математику с 1975 по 2015 год — ровно 50 лет!

Темой разговора стало комсомольское движение в школе.

Юлия Васильевна, расскажите, пожалуйста, как в школе осуществлялось комсомольское движение?
— С 1980 года на базе школы ученики 9-10 классов проводили работу в патриотическом клубе «Дзержинец». Активисты клуба пользовались большим уважением, были воспитанные, внимательные; ходили по школе с красными повязками на рукаве, на которой было написано «Дзержинец». К ним могли обратиться с любым вопросом. Ребята были в таком авторитете, что никто с ними не спорил, они могли подойти к любым драчунам и хулиганам, к тому, кто плакал – и помочь.

Вы можете назвать имена лучших учеников – комсомольцев?
— Истомин Олег, Истомин Сергей, Тотмин, Аликов. Лучшие ученики — это обязательно хорошая успеваемость, хорошее поведение и активная жизненная позиция. Лучшие из лучших делегировались на Пост №1 у Вечного Огня.
Еженедельно проходили общешкольные линейки, где выносили сначала знамя пионерской организации, затем комсомольской организации. Почетное право быть знаменосцем: Белоусов Сергей, Друг Игорь, Ильиченко Дмитрий. Это ребята моего выпуска, олимпиадники, закончившие престижные институты.

Как была организована работа комсомольцев?
— Активисты комсомольской организации входили в Бюро. За проведенную работу проводилась годовая аттестация. Каждый комсомолец брал обязательства и в конце года отчитывался перед бюро класса за проделанную работу, члены Бюро класса отчитывались в Бюро школы. Проводилось голосование, работа признавалась удовлетворительной или нет, решение оформлялось протоколом, ставились дальнейшие задачи, выдвигались кандидаты в члены Бюро класса и школы на следующий год.

Какова значимость общественного мнения и порицания?
— Значимость комсомольской активности можно представить на конкретном примере. Б. Юрий — отличник, отличавшийся хамским поведением, мог сесть за парту и положить ноги на стол перед учителем. За поведение комсомольским Бюро была поставлена оценка «3». При всех оценках по предметам «5» был лишен золотой медали. Начал оспаривать писать письма в районо, гороно (районный и городской отделы народного образования). Приходила в школу с проверкой группа делегатов из районо, изучали протоколы бюро и согласились с решением.

Какие были виды учебной и воспитательной работы?
— Политинформации проводились 2 раза в неделю, по 20 минут перед уроками. Дети готовились, выступали. Учитель тоже должен быть готов, знать последние новости. Некоторые ученики записывали на магнитофон новость, прослушивали в классе и комментировали.
Классный час проходил 1 раз в неделю, при необходимости чаще, где обсуждались актуальные вопросы.
Помощь детям из неблагополучных семей. Проводились рейды активной группы на дом ученика, который пропускал уроки и не делал домашнее задание. С. Саша. Выходил из дома, говорил, что идет в школу, а сам прогуливал. Семья была бедная, отец злоупотреблял алкоголем. Когда активные комсомольцы стали заходить за ним и идти вместе в школу, проверять на дому и в классе, как он готов к уроку – учиться стал лучше, закончил школу в основном на «хорошо». В благодарность мама принесла в горшке цветок герани для помогавших ребят.
Сбор макулатуры на переработку осуществлялся постоянно. Приветствовалось, поощрялось и стимулировалось соревнование: кто соберет больше.

Была ли школьная форма?
— Форма школьная обязательно. У мальчиков синие брюки и курточка, у девочек коричневое платье и фартук. Комсомольский значок и повязка.

В чем состояла внеучебная работа?
— Проводилась большая внеучебная («внеклассная») работа. У меня часто вечерами и по субботам проходили диспуты: о дружбе, о любви, интересных местах и событиях. Разрешалось чаепитие, в дружественной обстановке откровенно говорили, спорили. Якутин сказал: «Хочу, чтобы у меня жена была не дура, но не умнее меня». Учителю и не всегда хотелось идти в школу в свое свободное время, но мы с Еленой Яковлевной (завуч по воспитательной работе, в настоящее время проживает в Германии) переживали, старались помочь ученикам разобраться с проблемами. И дети не шли в вечерние клубы, кафе, которых и не было тогда, не собирались в подъездах, дворах, а с удовольствием приходили на школьные вечера.
Праздник песни и строя проходил, как и сейчас, к 23 февраля. Обыгрывали патриотические песни. «Стоит под горою Алёша». Построение учеников по стойке «Смирно!»: комитет комсомола, члены дружины, на них равнялись все остальные ученики.

Юлия Васильевна, расскажите, пожалуйста, нам про Ваш класс.
— У меня всегда был математический класс, хорошие ученики, сборный класс со всего города. Ходили на «Столбы» с ночевками. Однажды два ученика, М. и З., принесли вино, положив его в грелку. Дети ничего им не сказали, но никто пить не стал. На следующий день уже перед началом занятий в классе уже висела Стенгазета, оформленная по инициативе комсомольцев. На ней была изображена грелка и сатирический текст. Реагировали моментально и с юмором.

Большое спасибо!

 

Автор: Тюменцева Ирина, 10Б.

Некоторые фамилии сокращены.