risunok-papeБез хороших отцов нет хорошего воспитания,
несмотря на все школы, институты и пансионаты.
Н. Карамзин

Семья для ребенка – это место его рождения и основная среда обитания.

Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалии семейной жизни. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с  характеров взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости….

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве, гамме чувств. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение счастья, надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей – авторитетных советчиков, помощников, защитников, старших друзей….

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувств. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда —  замкнутым, неприкаянным, застенчивым… Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, инфантильности, лицемерия…

Исходя из специфики семьи как персональной среды всестороннего развития личности ребенка, должна быть выстроена единая система принципов семейного воспитания:

  • дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
  • родители должны понять и принять своего ребенка таким, какой он есть и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
  • воспитание должно строится с опорой на положительное в растущем человеке;
  • личность самих родителей – идеальная модель для подражания…

Эти принципы могут быть расширены, дополнены, видоизменены… ГЛАВНОЕ ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ!

Дети в семье — дополнение, обогащение жизни двух людей, связавших себя узами брака. Ребенку нужны оба родителя — любящие отец и мать. Мужчины и женщины учат по-разному, и дети учатся у них разным вещам. У мамы дети ищут ласку и утешение. В папе им нравится активность, готовность поиграть с ними… Отношения отец – ребенок более бурные и веселые, непредсказуемые. Отцы могут дать своим детям очень многое в психологическом, социальном, эмоциональном и физическом плане. Факт того, что папа взаимодействует с ребенком – помогает ребенку расти и развиваться. Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие ребенка. Конфликтная, напряженная обстановка делают ребенка нервным, непослушным, агрессивным. Трения меду супругами, отсутствие единых требований, самоустранение отца от воспитания ребенка, полагая, что это всецело задача женщины, как правило, травмирующее влияют на ребенка и его социализацию. Стоит ли напоминать, что мама должна прививать детям уважение к папе.

С самого рождения мужчина играет одновременно множество ролей: сына, брата, внука, товарища, сотрудника, начальника, мужа. Но одна из самых значимых ролей которые достаются мужчине, — это роль папы.

Кто такой папа? Глава семьи. Верно? «Отец семейства»: кормилец, добытчик. Да. Пример для подражания.  Хотелось бы… Ведь каков будет пример, такими и вырастут наши дети. Множественные психологические исследования показывают: более 80 % умений и навыков ребенок усваивает через подражание отцу и матери – их поступкам, поведению. Примерно 11 % он приобретает при совместных занятиях — ремонте, игре и т.п. И лишь 8 % ребенок усваивает при помощи слов – когда ему объясняют, что нужно делать, а что нельзя. Многие мужчины в воспитании детей всецело полагаются на женщину. Связь матери с ребенком диктуется самой природой. Дети всегда тянутся к матери в первые годы жизни. И отца стараются не вмешиваться, самоустраняясь от общения с ребенком. Большинство рассуждает следующим образом: пока ребенок маленький, он должен все время быть с мамой, в присутствии папы нет особой необходимости. ПОТОМ, когда сын или  дочь вырастут мы с ними в футбол поиграем, уроки делать будем, и в театр, и в поход… Однако это «потом» может и не наступить, если с самого раннего возраста не проявить активность, и вовремя не войти в тесный эмоциональный контакт, который так необходим ребенку.

Роль отца часто преуменьшают,  а ведь его влияние на воспитание детей огромно — НИЧНО не способно подменить отцовскую заботу, его каждодневное общение с ребенком.

Папина забота полезна не только ребенку, но и самому отцу. В исследованиях замечено, что мужчины, помогающие ухаживать за ребенком, могут похвастаться более прочными и хорошими отношениями с окружающими. И это помогает им в работе.  Занимаясь с ребенком, мужчина постигает важные для него уроки – терпения, сдержанности, заботы —  и приносит их на работу. У мужчин, заботящихся о своем ребенке, лучше складывается карьера, в жизни они испытывают меньше стрессов, а в профессиональном плане оказывается более подготовленным.

Папы! Следите за собой всегда и даже дома, помните: в семье воспитание идет постоянно, даже когда вы смотрите телевизор (читаете газету, лежите на диване, что-то обсуждаете с друзьями, ругаетесь с женой). Все это как губка впитывают дети. Потому так важно следить за своим поведением, стараться избегать ситуаций, когда слова та тему: «как себя вести» расходятся с делом.

Настоящий папа умеет:

  • оградить ребенка от опасностей;
  • внимательно выслушать;
  • горячо болеть за успехи ребенка;
  • дать полезные советы;
  • учить делать правильный выбор;
  • хвалить за хорошие поступки;
  • разъяснять неблаговидные поступки;
  • быть великодушным, справедливым и чутким;
  • самому следовать правилам, которые он прививает ребенку.

Все этапы в жизни ребенка уникальны и не похожи друг на друга. Хорошим папой быть не так-то просто. Отцовство меняет взгляд на самого себя, собственных родителей, на взаимоотношения с женой.

Отец для сына— модель истинного мужчины. Чем старше становится ребенок, тем важнее ему испытывать к отцу не только любовь, но и уважение. Мальчик не становится мужчиной по духу только по тому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Папа — лучший советчик для сына  в деликатных вопросах полового созревания.  У отца с сыном должны быть свои, общие дела!

Отец для дочери – это первый мужчина, которого девочка встречает в жизни. Отец для дочери – модель ее избранника. В школьные годы папа неоценим для дочери в роли заинтересованного слушателя, горячего болельщика, тактичного советчика и твердого наставника. В отрочестве девочка становится с отцом более скрытой. Чем больше такта проявит отец в этот период, тем охотнее дочь станет делиться с ними своими сердечными переживаниями в дальнейшем. Что должен сделать папа, чтобы дочь выросла уверенной в себе и счастливой женщиной? Ничего особенного. Девочке достаточно присутствия отца в ее жизни и его любви. Чтобы оценить ваши силу и надежность, ей будет достаточно папиной заботы, защиты и поддержки. Именно это даст ей понять, что мужчины достойны уважения, и на них можно положиться.

Отцы глазами детей:

  • папа под каблуком (Правом голоса в таких семьях обладает не супруг, а его жена. В глазах ребенка папа- сам ребенок, поскольку мама всегда говорит ему, что нужно делать);
  • папа-клоун (Игры, игры … и только игры, хорошо бы расти вместе с собственными детьми, вовремя реагируя на их изменяющееся мировоззрение);
  • отцы вне семьи (В эту группу входят разведенные мужчины, которые могут встречаться с детьми редко и только в выходные дни, звоните ребенку, интересуйтесь его белами у бывшей супруги, даже если у вас «натянутые» отношения);
  • отец у телевизор (Без комментариев…100% ущемление самоуважения ребенка, ведь телевизор важнее его. Подобный образ жизни ведет к общему семейному отчуждению, формирует пассивный стиль поведения);
  • отец-мазохист (Такие отцы готовы пойти ради детей на все… Они все время оправдываются за ребенка, провожают двадцатилетнюю дочь в три часа ночи с дискотеки, платят бесконечные штрафы…это формирует инфантильный, безответственный стиль поведения и образ жизни);
  • отец – трудяга (Работа, работа, и еще раз — работа. 100% ущемление самоуважения ребенка, ведь отсутствует взаимодействие с ребенком. Подобный образ жизни ведет к общему семейному отчуждению, интересуйтесь делами семьи, звоните по телефону, не навязывайте свои служебные темы);
  • отец — карьерист (Работа, работа, и еще раз — работа. 100% ущемление самоуважения ребенка, ведь отсутствует взаимодействие с ребенком. Дети получают от вас все, что захотят, чувствуя тем не менее, что должного внимания нет. Это формирует потребительское отношение. Подобный образ жизни ведет к общему семейному отчуждению, интересуйтесь делами семьи, звоните по телефону. У всех есть —  ВЫХОДНЫЕ!);
  • «Суперотец» (Такой отец всегда находится в распоряжении детей, когда в этом есть необходимость. Они рады тому, что отец воспринимает их как взрослых и доверяет им);
  • папа – товарищ (Вы систематически ходите с детьми на футбол, в театр … без вас в семье ничего не предпринимается. Это здорово — но не забывайте, что дети, как и взрослые, иногда предпочитают уединяться, и заниматься тем, что им ближе);
  • папа-контролер (Порядок и правила, и еще раз, порядок и правила! Такой папа читает ребенку длинные нотации, часто ругает. Выбирает книги для чтения, виды спорта, которые им надо заниматься и т.д. Таких пап дети боятся, стараются скрыть от них свои ошибки, проблемы, у детей развивается низкая самооценка, неуверенность. Хорошо бы папе, научиться радоваться жизни!).

И это только наиболее распространенные характеристики отцов глазами детей. При желании этот список можно продолжить, а характеристики между собой объединить (например: отец- карьерист, контролер вне семьи…каково?). Ну, а пока задумайтесь: какой вы ПАПА?

Список используемой литературы:

  1. А. Адлер «Воспитание детей. Взаимодействие полов.»/ Ростов –на- Дону, 1998г.;
  2. Б. Спок «Ребенок и уход за ним»;
  3. Г.Я Юзефович, Н.В. Соколова «Отцы и дети в меняющемся мире»/ М., 1991г.
  4. Краевой центр семьи «Мой большой и добрый папа»/ г. Красноярск, 2006г.;
  5. К. Нельсон «Легко ли быть папой?»/ Изд-во «Махаон», 1999г.;
  6. Л.Б. Шнейдер «Психология семейных отношений. Курс лекций»/ Изд-во «ЭКСМО-прес».2000г.;
  7. Н.Н. Богомолова «Ситуационно ролевая игра как активный метод социально-психологической подготовки»/ Сб. Теоретические и методологические проблемы социальной подготовки, 1977г.

Целитан Мария Александровна,
социальный педагог