slide_1Мозг человека неспроста разделен на два полушария: левое и правое.

Каждое полушарие выполняет свои функции, отвечает за развитие и функционирование тех или иных способностей и систем организма.

Левое полушарие мозга отвечает за правую половину тела, а правое полушарие мозга – за левую.

С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно.

Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:

  • Смешанный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий;
  • Доминирование левого полушария (словесно-логический мышление, склонность к абстрагированию и обобщению);
  • Доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).

Правополушарные люди
Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: закрытые вопросы, img12требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.

Особенности правополушарного интеллекта.

1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;

2) Творческое мышление;

3) Синтез;

4) Хорошая ориентация в пространстве.

Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.

Лвополушарные люди

anypics.ru-20697Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Интеллект речевой;

2) Логика, аналитика;

3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;

4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;

5) Мыслит схемами, символами.

Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.

Типы учеников по М.Гриндеру.

Правополушарные

Левополушарные
Преуспевает в чтении, алгебре, языке

Преуспевает в геометрии

Любит информацию в письменной форме

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций

Любит проверять работу

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию

Любит самостоятельный выбор

Использует интуицию

Фокусирован вовнутрь

Фокусирован во внешнее

Анализирует от части к целому

Анализирует от целого к части

Предпочитает сначала чтение, потом фильм

Любит смотреть фильм до чтения книги

Сосредоточен

Отвлекается

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Не принимает авторитарности

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании

Видит символы (слова, буквы)

Видит конкретные объекты

Определяем ведущее полушарие человека

Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите 10 пар двухзначных чисе в два столбика. Причем первое число в паре обязательно должно быть больше второго числа в паре. Сложите числа первого столбика (n1), затем сложите числа второго столбика (n2). Далее разделите n1 на n2, полученный коэффициент обозначьте K.

Результат:

K = 1 – 1,2 – выраженный аналитик;

K = 1,2 – 1,5 – аналитик, ближе к синтетику;

K = 1,5 – 1,8 – синтетик;

K = более 1,8 – ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе;

K = менее 1 – ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.

Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.

Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:

  • Фантазирование;
  • Составление загадок, скороговорок, сочинений;
  • Написание сказок;
  • Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
  • Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
  • Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
  • Метод описания;
  • Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
  • Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
  • Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
  • Метод проб и ошибок;
  • Проблемные вопросы;
  • Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
  • Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
  • Метод ассоциации.

Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?

Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.

Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.

Добавить комментарий