Мозг человека неспроста разделен на два полушария: левое и правое.
Каждое полушарие выполняет свои функции, отвечает за развитие и функционирование тех или иных способностей и систем организма.
Левое полушарие мозга отвечает за правую половину тела, а правое полушарие мозга – за левую.
С функциями левого и правого полушария у человека связаны два типа мышления: абстрактно-логическое и пространственно-образное соответственно.
Существует три типа функциональной организации полушарий мозга:
- Смешанный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий;
- Доминирование левого полушария (словесно-логический мышление, склонность к абстрагированию и обобщению);
- Доминирование правого полушария (конкретно-образное мышление, развитое воображение).
Правополушарные люди
Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.
Наиболее подходящие методы проверки для правополушарных детей: закрытые вопросы, требующие развернутого ответа, устный опрос, задания с четким ограничение времени на их выполнение.
Особенности правополушарного интеллекта.
1) Образное, чувственно-эмоциональное, опосредованное мышление;
2) Творческое мышление;
3) Синтез;
4) Хорошая ориентация в пространстве.
Правополушарные люди чаще всего становятся художниками, артистами, певцами, писателями – это люди, относящиеся к творческой сфере. Правополушарные люди более интуитивны, поступают по велению чувств, а не логики и разума.
Лвополушарные люди
Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.
Наиболее подходящие методы проверки для левополушарных детей: задачи, письменные опросы, отсутствие четких сроков выполнения, вопросы, требующие выбрать один из предложенных вариантов готовых ответов.
Особенности левополушарного интеллекта:
1) Интеллект речевой;
2) Логика, аналитика;
3) Стремление выявлять причинно-следственные связи;
4) Сильная воля, хорошие адаптивные механизмы;
5) Мыслит схемами, символами.
Левополушарные люди чаще всего становятся инженерами, философами, математиками. Этим людям свойственна рациональность, логика в принятии решений.
У равнополушарных людей все процессы уравновешены.
Типы учеников по М.Гриндеру.
Правополушарные |
Левополушарные |
Преуспевает в чтении, алгебре, языке |
Преуспевает в геометрии |
Любит информацию в письменной форме |
Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций |
Любит проверять работу |
Не любит проверять работу |
Повторяет фактическую информацию |
Любит самостоятельный выбор Использует интуицию |
Фокусирован вовнутрь |
Фокусирован во внешнее |
Анализирует от части к целому |
Анализирует от целого к части |
Предпочитает сначала чтение, потом фильм |
Любит смотреть фильм до чтения книги |
Сосредоточен |
Отвлекается |
Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями |
Не принимает авторитарности |
Реагирует на словесные замечания |
Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании |
Видит символы (слова, буквы) |
Видит конкретные объекты |
Определяем ведущее полушарие человека
Возьмите ручку и лист бумаги. Запишите 10 пар двухзначных чисе в два столбика. Причем первое число в паре обязательно должно быть больше второго числа в паре. Сложите числа первого столбика (n1), затем сложите числа второго столбика (n2). Далее разделите n1 на n2, полученный коэффициент обозначьте K.
Результат:
K = 1 – 1,2 – выраженный аналитик;
K = 1,2 – 1,5 – аналитик, ближе к синтетику;
K = 1,5 – 1,8 – синтетик;
K = более 1,8 – ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе;
K = менее 1 – ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.
Так сложилось, что система образования, учебники и задания в них ориентированы в основном на левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов.
Правополушарные дети при этом испытывают трудности на уроках и дома, выполняя подобные задания.
Существует ряд приемов, которые необходимо использовать для правополушарных детей:
- Фантазирование;
- Составление загадок, скороговорок, сочинений;
- Написание сказок;
- Прием изменения окраски (Посмотрите на картинку: что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы раскрасили эту картинку? Что бы вы добавили в картинку, убрали и нее и почему?);
- Метод введения нового героя (Придумать героя, который мог бы помочь главным героям сказки спастись, как бы он это сделал и т.д.);
- Прием «до сказки» (Придумать, что было до событий, описанных в сказке, художественном произведении);
- Метод описания;
- Прием оживления (Оживить неодушевленный предмет, описать его чувства и мысли);
- Словесное рисование (Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.);
- Прием синтеза (Выводы после наблюдений);
- Метод проб и ошибок;
- Проблемные вопросы;
- Метод дополнения (Продолжи за учителя, закончи мысль);
- Метод звукового ощущения (Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы?);
- Метод ассоциации.
Возникает логичный вопрос, как учитель с левополушарным типом мышления сможет учить детей с правополушарным типом?
Дело в том, что успешно обучать таких детей можно, не пытаясь изменить самих себя, достаточно с понимание относиться к особенностям людей другого типа мышления, знать и понимать их особенности, учитывать их в построении урока.
Создавать условия для успешного обучения и гармоничного развития личности с учетом психофизиологических особенностей детей – это и есть основная задача учителей и специалистов социально-психологической службы школы.