Переход ребенка в пятый класс является также переходом в подростковый возраст.
Это один из важнейших возрастных периодов в жизни человека, но он и самый сложный.
В подростковом возрасте начинается созревание всех систем организма одновременно, причем каждая система созревает в своем индивидуальном темпе: физическое развитие может происходить довольно резко, психическое развитие может быть медленнее и так далее.
Гормональные всплески, полная перестройка организма, перемена мировоззрения, формирование новых взглядов, расширение кругозора и количества социальных связей, возрастание количества требований к взрослеющему ребенку – все это очень большая нагрузка для одного маленького человека.
Именно поэтому кризис подросткового возраста считается одним из наиболее сложных.
Младший подростковый возраст характеризуется в первую очередь обретением чувства взрослости.
Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь – от семьи, от родителей.
Внешне это отчуждение выражается в негативизме – стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми.
Подростки находятся в процессе поиска собственного Я, пытаются ответить сами себе на вопрос «Кто я?».
Познание другого человека, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Ведущая деятельность
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения.
Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения.
Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка.
В подростковом возрасте развивается критичность мышления, склонность к рефлексии, формируются навыки самоанализа.
Половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу – все это также свойственно именно подростковому возрасту (6-8 класс, в зависимости от индивидуальной динамики развития ребенка).
Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность – все это требует большого терпения со стороны родителей и учителей.
В этом возрасте возникает потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл. Очень важно давать подростку возможность почувствовать свою значимость, испытать ситуацию успеха.
Рекомендации
- Будьте внимательны к своему ребенку.
Быть рядом необходимо не только тогда, когда у вас есть время или желание. Вы нужны ребенку в этот сложный период, даже если он не всегда сможет сказать об этом.
- Будьте в курсе.
Знать, какую музыку слушает ваш ребёнок, как зовут его друзей, быть в курсе его школьных дел, его увлечений. Это необходимо, чтобы иметь точки соприкосновения в общении родителей с подростком. Он обязательно оценит ваше внимание.
Это означает, слушать и понимать, не осуждая. Даже если ребёнок спорит или даже грубит — не перебивайте. Постарайтесь уловить суть проблемы. Очень часто это крик о помощи. Помните, что ваш ребёнок вырос. Теперь его проблемы задевают его «по-взрослому».
- Не ленитесь объяснять.
Всегда объясняйте причины ваших требований. В противном случае ребенок может истолковать ваши разумные требования как прихоть, которую он обязан исполнять лишь потому, что маленький и его мнение никого не волнует.
- Воспитывайте в подростке ответственность.
Стремление к независимости влечет за собой приятие ответственности за свою жизнь. Помогите ребенку научиться быть ответственным.
- Будьте гибким.
Правила, конечно, должны быть, но не без исключений. Ребенок меняется, развивается, а значит и условия воспитания тоже должны быть не жесткими.
- Имейте с ребёнком общие интересы.
Наличие общих интересов означает, что вы понимаете друг друга лучше. Вы вместе учитесь и делитесь опытом. Поверьте, ваш подросток хочет иметь какую-то связь с вами, кроме споров насчёт помощи по дому.