Во многих методических пособиях, в том числе и в литературе, предназначенной для логопедов, мы встречаем строгие рамки, в которые при своём развитии должны укладываться дети независимо от пола.
Нейропсихологами и психологами давно доказано, что у здоровых мальчиков и девочек разный мозг, разные пути развития, Значит, им необходимы разные программы обучения. Вот некоторые факты. У мальчиков детство длится дольше, чем у девочек; девочки рождаются более зрелыми на 3-4 недели; мальчики на 2-3 месяца начинают ходить позже, чем девочки; мальчики на 4-6 месяцев позже начинают говорить; к периоду поступления в школу мальчики «младше» девочек по своему биологическому возрасту на целый год.
На что же должны обратить внимание родители, воспитатели, учителя при работе над развитием устной и письменной речи мальчиков и девочек? На какие основные особенности мозга должны опираться педагоги и родители? Как нужно развивать речь у всех детей, и какие особенности мальчиков и девочек нужно учитывать при этом? Какие речевые функции нужно развивать специально у мальчиков и девочек? На поставленные вопросы и попытается частично ответить данная статья.
Особенности мальчиков и девочек, влияющие на развитие речи в норме:
Мальчики. |
Девочки. |
|
Острота слуха до 8 лет. |
Выше. |
Ниже. |
Чувствительность к шуму. |
Менее чувствительны, поэтому больше шумят сами. |
Более чувствительны. |
Кожная чувствительность. |
Ниже. |
Выше. |
Созревание левого полушария (логическое, речевое мышление). | Медленное.
С возрастом начинает лидировать. |
Быстрое. |
Созревание правого полушария (пространственно-временная ориентация). | Быстрое.
Имеется уже в 6 лет. |
Медленное.
Трудности даже в 13 лет. |
Формирование нервных путей, соединяющих оба полушария коры головного мозга. |
Медленное. |
Быстрое. Возможно, нервные связи намного богаче (толще спайка нервных волокон, соединяющих полушария). |
Речевое мышление. |
Меньше говорят, но мыслят нестандартно, интересно. |
Лучше развита речь, но мышление более однотипно. |
Поисковая деятельность.
Мы уже говорили о том, что у детей, и особенно у мальчиков, сильно развита потребность в поисковой деятельности, которая требует ухода от комфортных условий. Они лазают на чердаки и в подвалы, убегают с детских площадок, осваивают новые территории, тянутся ко всему новому, придумывают рискованные игры. Дети как бы сами создают себе ситуацию, вызывающую первую фазу стресса. А, как известно, поисковая деятельность лежит в основе творчества. |
Выдвигают новые идеи, лучше решают принципиально новые задачи. |
Лучше выполняют типовые задачи. |
Нахождение словесных ассоциаций (поисковые задания). |
Лучше. |
Хуже. |
Период врабатываемости. |
Медленно набирают нужный уровень работоспособности. |
Быстро набирают работоспособность. |
Развитие памяти. |
Длится достаточно долго. |
Завершается рано.
Больше опираются на механическое запоминание. |
Утомление. |
Страдают левополушарные процессы (речевое мышление, логические операции). |
Страдают правополушарные процессы (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие). |
Качество выполнения заданий, тщательность, проработка деталей. |
Низкое. |
Высокое. |
Скорость чтения. |
Ниже. |
Выше. |
Правописание. |
Хуже. |
Лучше. |
Поведение ребёнка при ответе на уроке, при общении. |
Смотрят не на учителя, больше нацелены на информацию. |
Смотрят в лицо учителю, улавливают малейшие оттенки его мимики, моментально корректируют свой ответ. Нацелены на общение. |
Добрые слова (которые нравятся самим детям). | Водитель, десантник, банкир, «Мерседес» и пр. Почти нет уменьшительно-ласкательных слов. |
Чаще всего уменьшительно-ласкательные слова: солнышко, мамочка и пр. Тематика позитивных слов больше. |
Рисунки детей. |
Танки, самолёты, человек – паук. |
Дом, цветы, животные, человек! |
Нарушения речи. | Бывают чаще и тяжелее.
Часто у детей с нарушениями речи способность к организации образной информации представлена в обоих полушариях. |
Бывают реже. Возможно, это связано с тем, что у них предполагается наличие дополнительных речевых центров в правом полушарии. |
Адаптация к неадекватному педагогическому воздействию. |
Адаптируются хуже, стараются не подчиниться. |
Адаптируются лучше. |
Этот, далеко неполный перечень различий мальчиков и девочек, убедительно свидетельствует о том, что взрослым при общении с детьми, при развитии их речи необходимо учитывать не только индивидуальные, но и половые особенности каждого ребёнка.
Материал подготовила учитель- логопед Черепанова И.Е.